Мои дорогие мамочки, сегодня мы поговорим о самом дорогом – о наших детях. Когда папа, самый сильный и важный человек в их маленьком мире, уходит защищать страну, в душе ребенка поселяется тревога.
Как найти правильные слова? Как объяснить то, что и нам, взрослым, порой трудно до конца осознать, включая и те бытовые и юридические аспекты службы, с которыми сталкиваются наши мужчины (здесь, к слову, неоценима помощь призывникам Вологда)? Как помочь малышу пережить эту непростую разлуку, сохранив его веру в добро и папину любовь?
Я, как мама и психолог, хочу поделиться с вами советами, основанными на рекомендациях детских специалистов, которые, надеюсь, станут для вас той самой «колыбельной для тревоги».
Глава 1: Фундамент правды – строим мост доверия

Как мы уже говорили, честность, адаптированная под возраст, – это основа. Но что это значит на практике, особенно когда новости пугают, а будущее туманно?
Проработка собственных страхов мамы: Прежде чем говорить с ребенком, важно самой немного «заземлиться». Дети, как чуткие барометры, считывают нашу тревогу, даже если мы стараемся ее скрыть. Поговорите с подругой, психологом, напишите свои страхи – сделайте что-то, чтобы ваш голос не дрожал, когда вы будете объяснять ситуацию малышу. Это не значит «быть роботом», это значит быть опорой.
Возрастные нюансы – углубляемся:
✴️ Малыши (2-4 года): На этом этапе ключевое – ощущение безопасности и неизменности любви. Слова «папа уехал на важную работу, чтобы защищать наш домик и всех нас, он очень сильный и смелый, как твой любимый супергерой (имя героя).
Он тебя очень-очень любит и скоро вернется» – это база. Важно подкреплять это физическим контактом, объятиями. Избегайте абстракций. Вместо «война» – «папа помогает, чтобы не было опасно». Учитывайте, что в этом возрасте дети эгоцентричны, и важно подчеркивать, что папа уехал не из-за них и вернется к ним.
✴️ Дошкольники (4-6 лет): Здесь уже можно вводить понятие «защитник страны», «солдат». Можно использовать книги или мультфильмы о героях, защитниках (адаптированные, конечно). «Папа сейчас, как те смелые рыцари из книжки, защищает нашу страну Украину, чтобы мы могли спокойно играть, ходить в садик.
Он делает очень важное дело для всех людей. Он очень скучает и думает о тебе каждую минутку». Важно отвечать на вопросы типа «А папе не страшно?». Честный, но успокаивающий ответ: «Иногда бывает страшно даже самым смелым, но папа знает, что он делает важное дело, и у него есть друзья, которые ему помогают. А мы здесь его очень ждем и любим, это дает ему силы».
✴️ Младшие школьники (7-10 лет): Дети уже больше понимают из новостей, от сверстников. Важно быть готовой к более конкретным вопросам. «Папа сейчас в армии, он защищает нашу страну от врагов, которые хотят нарушить наш мир. Это очень тяжелая и опасная работа, но она очень важна.
Папа – настоящий герой, и мы им очень гордимся». Можно вместе посмотреть на карту, показать, где примерно находится папа (без деталей, конечно, если это военная тайна). Обсуждайте чувства – и свои, и ребенка. «Мне тоже иногда страшно за папу, и я очень скучаю. Это нормально. Давай вместе подумаем, как мы можем его поддержать отсюда?»
✴️ Подростки (11+ лет): Здесь уже возможен более взрослый разговор. Признавайте сложность ситуации, не преуменьшайте опасность. «Ты уже взрослый(ая) и понимаешь, что в стране идет война. Папа принял решение защищать нас всех. Это его выбор, и мы должны его уважать и поддерживать. Да, это опасно, и мы все переживаем.
Но важно верить в лучшее и делать то, что зависит от нас здесь». Подросткам важно чувствовать себя частью чего-то значимого. Можно привлекать их к посильной волонтерской помощи, написанию писем солдатам (не только папе). Обсуждайте новости (из проверенных источников!), но анализируйте их вместе, уча ребенка критическому мышлению.
Избегайте обещаний, которые не можете выполнить: Не говорите «папа вернется через неделю», если не знаете точных сроков. Лучше сказать: «Мы все очень ждем, когда папа вернется. Как только это будет возможно, он сразу приедет».
Глава 2: Гавань для эмоций – учимся проживать бурю внутри

Разрешить ребенку чувствовать – это одно. Помочь ему справиться с этими чувствами – другое. По данным исследований, до 70% детей, чьи родители участвуют в боевых действиях, испытывают симптомы стресса.
Активное слушание – ключ к сердцу ребенка: Когда ребенок говорит о своих переживаниях, отложите все дела, сядьте на его уровень, смотрите в глаза. Повторяйте его чувства: «Я слышу, что ты злишься, потому что папы нет рядом на твоем дне рождения», «Тебе грустно, потому что ты скучаешь по папиным объятиям». Это дает ребенку ощущение, что его понимают.
Легализация «негативных» эмоций: Злость на папу за то, что уехал, обида – это тоже бывает. Важно объяснить: «Ты имеешь право злиться, это очень тяжело, когда любимого человека нет рядом. Но папа уехал не потому, что не любит тебя, а потому что должен защищать нас».
Арт-терапевтические техники дома:
-
- «Рисунок моего настроения/страха»: Пусть ребенок нарисует то, что его беспокоит. Потом этот рисунок можно «победить» (порвать, закрасить веселыми красками), «спрятать» в коробочку страхов или трансформировать во что-то позитивное.
- «Письмо, которое не будет отправлено»: Если ребенок злится, предложите написать (или нарисовать, если маленький) все, что он хочет сказать папе, даже если это обидные слова. Потом это письмо можно символически уничтожить.
- Сказкотерапия: Придумайте вместе сказку о герое (папе), который уехал, но обязательно вернется, и о том, как его ждали и любили.
Игровая терапия: Через игру дети прорабатывают свои переживания. Играйте в «солдатиков» (если ребенок хочет), но направляйте игру в конструктивное русло – где солдаты защищают, строят, помогают.
Глава 3: Мосты через расстояние – поддерживаем невидимую связь

Ощущение, что папа рядом, даже если он далеко, критически важно.
«Коробка папиных сокровищ» или «уголок папы»: Соберите вещи, напоминающие о папе: его фото, футболку с его запахом (да, это работает!), любимую чашку, книгу. Пусть ребенок может в любой момент подойти, посмотреть, потрогать.
Ритуалы связи:
-
- «Звонок/письмо папе» как часть расписания: Если связь нестабильна, договоритесь о времени, когда вы попытаетесь связаться, или когда вы вместе будете писать/рисовать письмо.
- «Мысленное пожелание спокойной ночи»: Перед сном вместе посылайте папе лучики любви и пожелания спокойной ночи. Это простой, но мощный ритуал.
- Запись голоса: Попросите папу, если есть возможность, записать короткие аудиосообщения для ребенка – сказку на ночь, просто ласковые слова. Их можно слушать в моменты тоски. По статистике, голос близкого человека снижает уровень кортизола (гормона стресса) на 15-20%.
«Книга наших новостей для папы»: Заведите красивый блокнот, куда ребенок (с вашей помощью) будет записывать или зарисовывать важные события, произошедшие за день/неделю. Когда папа вернется, это будет для него бесценным подарком и возможностью «догнать» пропущенное.
Глава 4: Островки стабильности и предсказуемости – якорь в шторм

Рутина – это не скука, это ощущение контроля и безопасности.
- Визуальное расписание дня: Для дошкольников и младших школьников можно сделать наглядное расписание с картинками – это поможет им ориентироваться во времени и снизит тревогу ожидания.
- Неизменные семейные ритуалы: Если вы всегда читали перед сном, продолжайте это делать. Если по субботам пекли блины – не отказывайтесь от этого. Эти маленькие традиции – как маячки стабильности.
- Минимизация других стрессов: Постарайтесь, насколько это возможно, не вносить в жизнь ребенка дополнительных резких перемен (переезд, смена садика/школы), если на то нет крайней необходимости.
- Ваша собственная стабильность: Мама – это главный ориентир для ребенка. Заботьтесь о своем психологическом состоянии (об этом мы говорили в предыдущей статье). Если мама в ресурсе, ребенку спокойнее. Не стесняйтесь просить о помощи бабушек, дедушек, подруг, чтобы у вас было время на восстановление.
Глава 5: Когда тревога становится слишком сильной – не бойтесь просить о помощи

Важно понимать, что есть пределы родительских возможностей. И если вы видите, что ребенок не справляется, профессиональная помощь необходима.
Признаки, на которые стоит обратить ОСОБОЕ внимание (помимо уже перечисленных ранее):
-
- Регресс в развитии: Ребенок «разучился» делать то, что уже умел (ходить на горшок, самостоятельно есть, говорить фразами).
- Навязчивые движения или тики.
- Патологическая привязанность к маме, страх оставаться одному даже на короткое время.
- Агрессия, направленная на себя (самоповреждение – у подростков) или на других, неконтролируемые вспышки гнева.
- Игры на одну и ту же травмирующую тему с повторяющимися негативными сценариями.
- Полное отсутствие эмоциональных реакций, «замороженность».
Куда обращаться:
-
- Школьные психологи и психологи в детских садах (если они работают и доступны).
- Государственные центры социально-психологической помощи.
- Неправительственные организации, предоставляющие бесплатную психологическую помощь семьям.
- Частные психологи и психотерапевты, специализирующиеся на работе с травмой и детской психологией. Ищите специалистов с соответствующей квалификацией и опытом.
Помните, мои дорогие, что путь этот непростой, но вы не одиноки. Ваша любовь, интуиция и готовность учиться помогут вашему ребенку пережить это испытание. Каждый маленький шаг, направленный на поддержку его хрупкой души, – это огромный вклад в его будущее. Обнимаю вас крепко и верю в нашу общую силу.